Продукты питания, медикаменты, одежда, мебель, стройматериалы, автомобили – спектр товаров с казахстанским брендом с каждым годом расширяется. И как бы мы ни сетовали на превалирование импорта, продукция отечественной индустрии пробивает себе дорогу на рынке. Как в нашей стране стимулируются закупки казахстанских товаров, работ и услуг, какую систему льгот и мер поддержки предлагает государство отечественным производителям, в чем заключается идеология местного содержания – об этом в беседе с корреспондентом «КП» рассказывает председатель правления АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC Кайрат Бектургенев.
– Кайрат Амангельдинович, какое значение имеет развитие местного содержания для экономики страны?
– Увеличение местного содержания Глава государства определил как одну из приоритетных задач, поскольку это основа экономического благополучия страны. Уровень развития местного содержания свидетельствует об укреплении позиций отечественной индустрии, расширении линейки выпускаемой продукции, модернизации производства, что в свою очередь сказывается на социальной сфере, увеличении налоговых поступлений в бюджет, создании новых рабочих мест.
Все акиматы, ведомства, министерства участвуют в процессе развития местного содержания. Общую координацию осуществляет Министерство индустрии и новых технологий. Наше агентство выступает рабочим органом в этой сфере. Мы проводим мониторинг и анализ закупок по исполнению местного содержания в контрактных обязательствах недропользователей. Кроме того, агентством обеспечивается контент и техническое сопровождение государственных электронных систем: «Реестра товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию и их производителей», интернет-портала «Казахстанское содержание». Организовываем двусторонние встречи заказчиков и потенциальных поставщиков, благодаря чему в поставки для нужд недропользователей и горнорудных компаний активно вовлекаются отечественные товаропроизводители.
– Какова динамика развития местного содержания в стране?
– Мониторинг местного содержания в закупках товаров, работ и услуг охватывает деятельность государственных органов, национальных холдингов и компаний, недропользователей, системообразующих предприятий и показывает ежегодный прирост закупок казахстанской продукции.
С начала реализации программы развития местного содержания, с 2010 по 2013 год, общий закуп субъектов мониторинга составил порядка 30 триллионов тенге, из них на долю отечественных поставщиков товаров, работ и услуг приходится около 17 триллионов тенге. В процентном выражении местное содержание возросло с 48,2% в 2010 году до 63,1% в 2013 году.
Положительная динамика связана прежде всего с проводимой государственной политикой форсированной индустриализации, совершенствованием нормативно-правовой базы, модернизацией интернет-ресурсов, обеспечивающих прозрачность закупок, а также точечной работой с отечественными производителями по обеспечению их договорами долгосрочного заказа.
Для того чтобы представить, насколько кардинально изменилась ситуация за последние годы, достаточно вспомнить, как в начале 2000-х годов, иностранные компании, работающие на территории Казахстана, практически весь перечень продукции, вплоть до питьевой воды, завозили из-за рубежа. Эти деньги могли остаться в Казахстане, но уходили на развитие экономики других стран. И уже тогда государство начало строить систему мониторинга, подкрепляя ее законодательной основой. Вначале предприятия сдавали отчеты в бумажном виде – неподъемные талмуды физически невозможно было переработать, выдать по ним какие-то результаты. Позже была создана информационная система, в которую субъекты мониторинга самостоятельно вносили отчеты, появилась возможность прописывать определенные задачи и на исходе получать аналитический материал.
В то же время менялась методика расчета местного содержания, вносились изменения в законодательство. Оператор программы – АО «Казахстанское контрактное агентство» был реструктурирован, и позже наряду с ним было организовано АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC. С обретением в 2011 году статуса национального института развития в области местного содержания работа агентства претерпела значительные изменения. Наряду с системой мониторинга разбором цифр и передачей их в уполномоченный орган мы стали делать упор на аналитическую работу. На первом этапе мы выявили наиболее востребованные в Казахстане товары.
– По каким из них доля импорта оказалась наиболее высокой?
– Это 95 товарных позиций химической промышленности, машиностроения, металлообработки и электрооборудования. Что нас сподвигло к этому? Очень часто иностранные инвесторы и казахстанские бизнесмены задают вопросы о том, куда вложить инвестиции, какое производство стоит развивать и т. д. Поэтому мы взяли за основу статистику по нескольким приоритетным отраслям промышленности, опираясь при этом на пятилетние данные импорта Комитета таможенного контроля и Агентства по статистике. В итоге выявили, к примеру, что в горно-металлургической отрасли крайне востребованы тележки, буровые долота, прутки из железа, компрессоры, насосы. Анализ рынка моторных масел показал, что за 4 года к нам было завезено данной продукции на 600 млн. долларов, и потребность в ней крайне высока.
Или возьмем для примера такую позицию, как подгузники. Она малоприметная, но объемы ее импорта велики. К тому же эта продукция находит широкое применение. И, насколько я знаю, уже есть бизнесмены, заинтересовавшиеся в создании данного производства.
Составление перечня товарных позиций актуализируется с учетом всех разделов таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и в ближайшее время мы представим обновленные данные.
– По сути, перечень может послужить основой для маркетинговых исследований и станет настольной книгой и путеводителем для инвесторов. Предположим, предприниматель определил нишу для своей деятельности. На какую поддержку государства он может рассчитывать?
– Множество мер господдержки предлагают различные институты развития. Со своей стороны нами разработан механизм по возмещению 50% затрат, понесенных при сертификации товаров, работ и услуг и систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, АPI, АSTM и др.). Это связано с тем, что сегодня многие крупные компании, в том числе операторы в области недропользования (Тенгизшевройл, Карачаганак, Кашаган) требуют от отечественных производителей предоставления сертификатов качества на уровне мировых стандартов. Однако зачастую это дорогостоящее мероприятие (в среднем сертификация обходится в 10 миллионов тенге). С нынешнего года агентство приступило к данной работе, проводится сбор заявок, которые будут рассмотрены комиссией, после чего принимается решение о возмещении части затрат. Такая поддержка стимулирует казахстанских производителей осваивать новые виды производств и сертифицировать их в соответствии с международными стандартами, осуществлять модернизацию и переоснащение производств.
– С прошлого года вы проводите экспертизу проектов. Поможет ли эта работа переломить ситуацию в пользу отечественных производителей?
– Раньше бывали случаи, когда заказчики, готовясь к тендерам, уже на этапе разработки проектно-сметной документации закладывали параметры импортируемых товаров. Доходило до абсурда, когда в проектно-сметной документации прописывалось название компании – иностранного производителя. И от отечественных товаропроизводителей поступали жалобы, что они не могут участвовать в закупках, даже выпуская товары, не уступающие по качеству зарубежным. В связи с этим государство ввело в отношении крупных проектов экспертизу на предмет местного содержания. Агентство отслеживает, чтобы в этих проектах еще на стадии проектирования максимально предусматривалась доля отечественной продукции в объеме потребляемых товаров и услуг.
Первым стал проект будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл» общей стоимостью 24 миллиарда долларов. По итогам работы экспертной группы доля местного содержания должна увеличиться с 32 до 44% (10 миллиардов долларов). Это обязательство нефтедобывающей компании включено в меморандум, подписанный между Правительством и «Тенгизшевройлом». Сформирована база данных казахстанских поставщиков товаров, работ и услуг, включающая порядка 400 компаний.
Следующий проект – модернизация Павлодарского нефтехимического завода, предварительная стоимость которого составляет более 1 миллиарда долларов.
В проекте «Абу-Даби Плаза» достигнута договоренность с генподрядчиком о соблюдении условия местного содержания при реализации проекта. Планируется создать комиссию, в поле зрения которой на постоянной основе будет привлечение к работе казахстанских товаров, работ и услуг.
Хотелось бы обратить внимание, что все проекты, претендующие на включение в республиканскую Карту индустриализации, должны теперь обязательно проходить экспертизу на оценку местного содержания. Это требование закреплено в Законе «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». По итогам проведения экспертизы по местному содержанию в МИНТ будет представляться заключение с процентным содержанием по товарам, работам, услугам и казахстанским кадрам каждого индустриально-инновационного проекта. Это условие в последующем инвестор должен будет соблюдать, приобретая отечественные товары, работы и услуги, а также привлекая казахстанские кадры.
– По какому принципу вокруг системообразующих предприятий будут создаваться смежные производства?
– Крупным системообразующим предприятиям предлагаем использовать механизм заключения с отечественными производителями так называемых оффтейк-контрактов. Они, как правило, заключаются на покупку «будущей» продукции. Сейчас к этой работе активно подключаются финансовые учреждения и институты, для которых наличие оффтейк-контракта снижает риски невозврата кредитов. Если на первом этапе вокруг системообразующих предприятий организуем 5–10 смежных производств, то такая массовость даст большой эффект, окажет существенное влияние на повышение занятости населения, обеспечит новые поступления в бюджет в виде налогов.
Ежегодно крупные системообразующие предприятия и компании нефтегазового сектора проводят закупки товаров на миллиардные суммы. Нам необходимо изучить закупки таких компаний и выявить актуальный перечень товаров, работ и услуг. Среди этих закупок есть повторяющиеся из года в год потребности, суммы и объемы которых позволяют создать как малые, так и средние предприятия. Запуск таких смежных производств сократит импорт и откроет новые направления продукции, отвечающие потребностям системообразующих предприятий.
Бывало, когда мы приходили в системообразующие компании и спрашивали, почему они не приобретают казахстанские товары, нам отвечали: «Такие товары в республике не выпускаются». В свою очередь товаропроизводители сетовали на отсутствие гарантий того, что выпущенная продукция будет реализована. Именно заключение оффтейк-контрактов между заказчиком и товаропроизводителем станет такой гарантией. Условиями соглашения являются не только обеспеченный закуп продукции, но также соблюдение качества, сроков, стоимости готовой продукции и другие обязательства. Еще одним условием может быть прием на работу на создаваемое смежное производство работников, высвобождаемых или сокращаемых с системообразующего предприятия.
– Насколько актуальными, по вашему мнению, будут вопросы расширения местного содержания с намечаемым вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию?
– Конечно, членство в ВТО предполагает справедливую конкуренцию среди всех стран-участниц, где режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынке должен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении отечественных товаров, и казахстанский товаропроизводитель вынужден будет работать в условиях повышенной конкуренции. В то же время это станет стимулом для повышения им качества товаров, привлечения новых технологий. Нашим товаропроизводителям уже сейчас необходимо готовиться к работе в новых условиях, менять свой стиль, быть более мобильными, модернизировать производства, ориентироваться на экспорт.
На встречах с иностранными инвесторами доводилось слышать их мнение о том, что мало в мире государств, которые, как в Казахстане, предлагают обширный комплекс инструментов поддержки. Отечественным предприятиям надо активнее использовать те меры и льготы, которые им предлагаются по программам «Дорожная карта бизнеса», «Производительность-2020» и другим. Конечно, интеграция в международную экономику – задача не из легких. Но постоянное пребывание наших компаний в тепличных условиях не придаст им мощи. Они смогут закалиться, по-настоящему развернуться только в суровых условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции, целенаправленно повышая конкурентоспособность своего производства.
К слову, Бразилия в ВТО с 1995 года, при этом правительством принят закон, согласно которому в каждом контракте на добычу нефти и газа предусматривается требование по местному содержанию. Норвегия после вступления в ВТО ввела в действие такую меру по развитию местного содержания в области недропользования, как обязательную передачу технологий местным компаниям. Нефтяные транснациональные корпорации были представлены в роли технических помощников и консультантов для норвежских компаний. В итоге норвежцам удалось увеличить местное содержание в нефтегазовой отрасли до 50%. В США действует Офис политики федеральных закупок, координирующий деятельность федеральной контрактной системы. Он осуществляет мониторинг планов, закупок федеральных ведомств, а также реализует государственную политику в области закупок.
Мировой опыт таких государств показывает, что с вступлением в ВТО мониторинг закупок товаров, работ и услуг ведется исключительно государственными организациями, что позволяет принимать и реализовывать нормативно-правовые акты, вносить предложения, изменения в законодательство по развитию местного содержания, в том числе защиты внутреннего рынка. Передача мониторинга в частный сектор в силу коммерческих интересов может привести к негативным последствиям и, прежде всего, к недостоверности информации, искаженной действительности.
Что касается мировых примеров в продовольственной и агропромышленной отрасли, Малайзия после вступления в ВТО ввела закон импортируемой продукции и ограничения на экспорт сырья для поощрения создания местного производства по его более глубокой переработке и выпуску товаров с большей добавленной стоимостью. По принципу ориентации на экспорт и концентрации капитала действуют в Южной Корее, государство поощряет машиностроительные компании к сборке автомобилей из комплектующих корейского же производства. В этих странах основой создания и поддержки национальной промышленности стало развитие идеологии местного содержания, индикативное планирование, мониторинг выполнения планов, создание отраслевых лидеров, установление обязательств по местному содержанию в инвестиционных проектах.
– Поддержать нашего производителя могут и простые граждане, отдавая предпочтение при покупке отечественному товару…
– Совершенно верно. Мы должны помнить о том, что, приобретая отечественную продукцию, вкладываем средства в своего производителя, а тот в свою очередь – в родное государство. Развитие местного содержания – основа экономической стабильности страны. Настало время развивать товарный патриотизм, раскручивать собственные бренды, повышать популярность отечественных товаров. Надо сказать, что многие государства проходили такой этап становления.
Любое государство при любых интеграционных процессах защищает свои национально-экономические интересы и принимает меры по защите своих товаропроизводителей, разрабатывая законодательную базу, не противоречащую условиям ВТО, и создавая организации, обеспечивающие функции по проведению политики в области местного содержания для укрепления и стимулирования к развитию отечественного производства. К примеру, в Великобритании проводилась акция Buy British! – «Покупай английское!». В США закон «Покупайте американское!» устанавливает общее положение о том, что закупка товаров государственными властями должна производиться у американских производителей. США – участник Соглашения по правительственным закупкам ВТО, однако документ не устранил системы преимущественной покупки американских товаров. Евросоюз для развития регионального сельского хозяйства принял закон, по которому все питание для школ и больниц должно производиться из продуктов, произрастающих в радиусе 100 км от города. Это дало мощнейший толчок развитию регионального сельского хозяйства. И подобная политика может касаться любой продукции.
– Кайрат Амангельдинович, из нашей беседы можно сделать вывод, что успех экономического развития страны – в развитии местного содержания. И в условиях интеграционных процессов и кооперации такое агентство, как ваше, должно сыграть ведущую роль в государственной политике развития местного содержания?
– Безусловно, во всем мире существуют организации, аналогичные АО «NADLoC», выполняющие определенные задачи в развитии государственной политики страны по местному содержанию. И мы не исключение. Чтобы стать страной, впереди идущей, наше производство должно быть конкурентоспособным. И это приоритетная задача, которую поставил Глава государства. Ослабление вопроса в развитии местного содержания товаропроизводитель воспримет как отказ государства от поддержки отечественных компаний. Сейчас необходимо акцентировать внимание в первую очередь на разработке законодательной и совершенствовании нормативно-правовой базы в развитии местного содержания.